Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Что такое ОВОС?
ОВОС — это ряд действий, с помощью которых можно решить, насколько будущая эксплуатация проектируемого объекта обоснована с экологической точки зрения. Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду состоит из исследования и учёта всестороннего обследования объекта, находящегося на стадии проектирования, чтобы сделать максимально обоснованный вывод о целесообразности функционирования данного объекта (ведение его производственной, хозяйственной, любой другой деятельности). В пакете документов ОВОС подробно описываются потенциальные типы воздействия на природу.
Задачи ОВОС
В список указанных в экологическом проекте задач входит:
- Определение тех элементов окружающей среды, на которые может оказываться воздействие при строительстве, эксплуатации, других видах деятельности предприятия.
- Оценка видов и степеней воздействий на природу в течение всего времени функционирования объекта и ведения им любого вида хозяйственной деятельности.
- Определение и соответствующий анализ последствий в сфере экологии, а также изменений в экономике и социальной сфере, которые эти последствия непременно вызовут.
- Учёт всех вероятных видов экологических последствий при создании проекта.
- Предложение эффективных мер, предотвращающих или снижающих предполагаемые негативные эффекты.
Для чего разрабатывается ОВОС
Данные ОВОС нужны с целью составления прогнозов неблагоприятных последствий, вызванных деятельностью объекта, если он в настоящее время проектируется, а также для проведения мероприятий, эти последствия уменьшающих. Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду служит составной частью планирования деятельности предприятия, касающейся его воздействий на природу.
Сведения ОВОС требуются:
- При получении положительных решений Госэкспертизы в сфере экологии.
- Когда нужно получить разрешение от населения, проживающего рядом с объектом, на его возведение и запуск в эксплуатацию.
- Чтобы оценить финансовые вложения в природоохранные мероприятия.
- С целью своевременного реагирования на факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на природные элементы и экосистемы.
- Чтобы оценить степень загрязнения, как результат функционирования предприятия.
Разработка экологического проекта обязательна для любого хозяйствующего субъекта, независимо от того, к какой форме собственности он относится, и какова специфика его деятельности. Результаты, полученные как результат оценки воздействия на окружающую среду, входят в состав проектных материалов любых строящихся и реконструируемых объектов (относящихся к капитальному строительству), а также используются при внедрении инновационных технологий или новых видов деятельности на предприятии.
Наличие ОВОС — это обязательное условие при необходимости прохождения Госэкспертизы (экологической). При этом результаты должны войти в пакет документов, которые разработчик предоставляет при прохождении ГЭЭ на основании ст. 14 No 174-ФЗ. По стандартам Российской Федерации экологическая оценка воздействия на окружающую среду предоставляется также при градостроительных экспертизах. А по международным стандартам именно на основе такой оценки решается, насколько целесообразно инвестировать в данный объект силами МФК, группы Всемирного Банка и ЕБРР.
Полноценная и подробная экологическая оценка необходима для:
- деятельности комбинатов и заводов нефтеочистки;
- технологических комплексов, с помощью которых перерабатывается
- уголь (с получением кокса, каменноугольных смол и сжиженных продуктов);
- электростанций, как тепловых, так и атомных;
- ядерных реакторов любого типа и мощности;
- металлургических заводов (цветных металлов);
- технологических линий по переработке асбестосодержащих материалов;
- предприятий большой химии;
- крупных строительных объектов, таких как аэропорты, железнодорожные и автомобильные магистрали.
Этапы разработки проекта
Первый этап
- На начальном этапе следует уведомить курирующие эти вопросы органы о том, что начинаются плановые работы по оценке воздействия на окружающую среду. Уведомление подаёт заказчик. Пакет документов отсылается в органы местного самоуправления, или же в федеральные органы, в зависимости от того, в чьём подчинении находится предприятие.
От органов власти необходимо получить согласие на подготовку данных о запланированных видах деятельности на тех площадках, где она возможна.
- Собирается и оформляется в виде пакета документов информация о том, какая именно деятельность планируется.
А. Разделы информации о деятельности предприятия:
- цель и задачи его основной деятельности, условия, в которых она должна выполняться;
- наличие или отсутствие вариантов, служащих приемлемой альтернативой;
- сроки, когда необходимо разработать экологический проект;
- требования к локации;
- отсылка к органам местного самоуправления, в правовое поле которых входит субъект хозяйствования;
- учёт вероятности трансграничных действий;
- определение соответствия указанной деятельности планам стратегического и территориального развития.
Б. Раздел информации о текущих параметрах основных природных элементов, вероятность влияния на которые наиболее вероятно.
В. Разделы информации о видах воздействия, а также о возможных мерах его предотвращения. К предполагаемым (возможным) воздействиям относится, потребность в ресурсах, в первую очередь земельных; масштаб образования отходов; выбросы в водные объекты и атмосферу; дополнительные нагрузки на имеющуюся инфраструктуру, в первую очередь — на транспортную. А также — возможные меры по устранению или снижению данных воздействий.
- Оформляется проект техзадания, где обязательно должны содержаться:
- информация о самом предприятии;
- сроки, когда планируется провести оценку воздействия на окружающую среду .
- способы формирования такой оценки;
- расписание общественных слушаний;
- источники, из которых получены сведения для ОВОС;
- документы, входящие в ОВОС.
- Рассылаются документы ОВОС в органы власти соответствующего уровня, занимающиеся охраной окружающей среды.
- Общественные слушания. В рабочих группах необходимо решить такие вопросы, как:
- в каком порядке будет обсуждаться техзадание;
- места, где можно будет ознакомиться с материалами ОВОС;
- кто будет отвечать за регистрацию и учёт предложений, и каким образом можно будет предоставлять ответы;
- определение списка СМИ, где будут печататься уведомления о слушаниях, и о том, что начата оценка воздействия на окружающую среду;
- время приёма предложений (на него отводится не менее 30 дней);
- время предоставление ответов (не менее двух недель);
- срок утверждения техзадания с учётом его корректировок, и дата предоставления утверждённого варианта.
- Общественные приемные. Чтобы информация была максимально доступной, а взаимодействие с населением — плодотворным, организуются общественные приёмные, в которых выкладывается пакет документов, относящихся к оценке воздействия на окружающую среду . В том числе:
- предварительно собранные материалы;
- проект техзадания;
- протоколы заседаний;
- журналы учёта мнений общественности;
- постановление компетентных органов.
Общественные приемные должны работать весь период выполнения ОВОС, это позволяет общественности получить все интересующие данные и сообщить своё мнение.
- Учёт и анализ предложений, поступивших от общественности в процессе слушаний.
Второй этап
Оформление всех материалов оценки воздействия на окружающую среду. На втором этапе формируются документы ОВОС или для проведения ГЭЭ. Они формируются на основе уже созданных — предварительных, туда же дополнительно включаются результаты учёта замечаний и предложений. Описание экологического проекта есть в Приказе Минприроды № 999 (см. п. 4.4).
Третий этап
Утверждение ОВОС. После того как материалы утверждаются заказчиком, их необходимо предоставить на экологическую Госэкспертизу и, в случае её проведения, — на общественную ЭЭ. Также они нужны для создания пакета документов с обоснованием деятельности объекта, находящегося на этапе проектирования.
Получите консультацию специалиста
Мещеряков Алексей Валерьевич
Сертификаты и лицензии
Отзывы клиентов
Основания для разработки проекта ОВОС
Актуальные вопросы с ответами
Приказ, о котором идёт речь, устанавливает требования к информации, входящей в оценку воздействия на окружающую среду. Согласно данному приказу, на руководителей предприятий и ответственных лиц возлагается обязанность проводить соответствующие работы. В нём содержатся как общие требования, так и специальные, касающиеся некоторых видов деятельности, проведение ГЭЭ для них будет обязательным. Также в приказе регламентируется порядок общественных слушаний.
Срок проведения ГЭЭ, в стандартном случае составляет не более 42 рабочих дней (если ФЗ не предусматривает другого в данной конкретной ситуации). Если же имеется соответствующее заявление от заказчика, он продлевается на 20 дней.
Заказчику выдаётся подробное заключение. Оно должно отвечать всем требованиям ФЗ № 174-ФЗ. Если же выдано отрицательное заключение, на любую деятельность объекта, будь то его строительство, реконструкция, эксплуатация, налагается запрет.
Если оценка воздействия на окружающую среду не оформлена, или деятельность предприятия не вполне соответствует заявленной и отличается от проекта ОВОС, на юридическое лицо накладывается штраф до 150 тыс. руб. Штраф увеличивается до 250 тыс. рублей, если природе при этом был нанесён ущерб. Кроме того, ответственные лица дисквалифицируются на три года с запретом занимать определённые должности. Деятельность предприятия будет остановлена, а если оно находится на стадии строительства, стройка будет заморожена.
В руководстве Министерства Экологии утверждается, что оценка воздействия на окружающую среду — обязательный этап ГЭЭ. А сами процедуры требуются при проектировании любого объекта, причём на каждой его стадии. Следовательно, материалы ОВОС будут обязательными, когда предприятию или хозяйствующему объекту требуется прохождение экологической экспертизы.
Объекты федерального подчинения проходят экспертизу в Москве, а регионального подчинения — в местных подразделениях Росприроднадзора.
К федеральному уровню относятся объекты:
- расположенные на охраняемых территориях федерального значения;
- относящиеся к атомной промышленности;
- содержащие технологии, влияющие на природу, как следствие, способные производить химические соединения, попадающие в экологические системы при использовании этих технологий;
- все объекты, строящиеся или реконструирующиеся во внутренних российских водах, на континентальном шельфе, свободных экономических зонах РФ;
- в случае, когда деятельность предприятий связана с различными типами отходов, их обезвреживанием, переработкой, размещением и утилизацией, или с рекультивацией.
К региональному уровню относятся объекты, расположенные на охраняемых территориях регионального значения, либо претендующие на данный статус.
Обобщая: ОВОС требуется для строительных и реконструированных объектов, о которых говорится в № 174-ФЗ.
О ней говорится в ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. Презумпция означает, что на законодательном уровне производственная деятельность каждого предприятия потенциально представляет определённую опасность для природы. Из этого следует обязательность ОВОС для любых предприятий и субъектов хозяйствования. В ФЗ №7-ФЗ указывается принцип запрещения таких видов деятельности, последствия которых невозможно предсказать, или же они способны привести к однозначно отрицательным последствиям:
- ухудшению параметров экологических экосистем;
- уничтожению генофонда живых организмов;
- истощению ресурсов в случае, когда они используются быстрее, чем могут восстановиться;
- другим неблагоприятным изменениям.
Из положений федерального закона следует, что при отсутствии подтверждения экологической безопасности работы предприятия документами ОВОС, его деятельность запрещается.
- Необходимость определять степень вероятных воздействий планируемой (намечающейся) деятельности (оцениваются не только экологические, но и социологические параметры).
- Исследование при помощи различных инженерных изысканий уязвимых элементов окружающей среды, а также способов влияния на них.
- Анализ последствий с социально-экономической точки зрения, с учётом возможных альтернатив.
- Процедура общественных слушаний, и их результаты.
- Выработка мер, позволяющих устранить или смягчить негативные воздействия, с выбором методов их достижения и подробным анализом результатов.
- Сопровождение при рассмотрении документов, входящих в оценку воздействия на окружающую среду при прохождении ГЭЭ, градостроительной, и прочих видов ЭЭ.
В пакет документации ОВОС включены:
- информация об объекте, ходатайство о намерениях;
- пояснительная записка с включением проектных показателей;
- перечень альтернативных технологий, подчёркивающий преимущества основного способа реализации проекта;
- перечень мероприятий, снижающих или устраняющих нежелательное воздействие;
- программа мониторинга параметров в точке нахождения объекта;
- результаты деятельности комиссий во время общественных слушаний;
- выводы.